- Правовая социализация
- Процесс, который вводит человека в правовую культуру. Процесс ПС имеет две взаимосвязанные грани, с одной стороны - это усвоение индивидом правовых знаний и опыта, норм и ценностей общества, в котором он живет, с другой стороны - это активное воспроизводство индивидом системы социальных связей, на основе его правового опыта и правомерного поведения, за счет его деятельности и активного включения в социальную среду. Различают три основные системы ПС гражданина. Первая система – так называемая целенаправленная (институциональная) ПС. Она функционирует в процессе взаимодействия человека с такими специально созданными обществом институтами воспитания, как детский сад, школа, вуз, культурные учреждения, церковь. В нее, как правило, включаются и институты, реализующие воспитательные функции параллельно со своими основными задачами: общественные организации, средства массовой коммуникации и др. В этом случае процесс идет на базе накопления подрастающим человеком соответствующих правовых знаний и опыта социально одобряемого правового поведения. Вторая система П.С. включает неформальное общение индивида, а также усвоение различных социальных правовых представлений, традиций, фольклора, социальной мифологии, молодежной субкультуры и т.д.
Стихийная (спонтанная) П.С. адаптирует человека к реальности, приспосабливает к настоящему и опирается на жизненную необходимость. Одним из ведущих психологических механизмов социализации является социальная (групповая) правовая идентификация. Ареной совмещения влияний этих двух систем оказывается семья, которая может способствовать как целенаправленной, так и стихийной П.С. Именно семья готовит человека к тому, что входит в понятие третьей системы П.С. - развитие правового самосознания через самовоспитание личности.
Самовоспитание - это особый вариант правовой социализации, представляющий собой индивидуальный поиск вынужденного, но приемлемого баланса между личным и общественным. По психологическому механизму он представляет собой серию своеобразных внутренних диалогов.
Процесс ПС начинается рано, еще в дошкольный период, и идет на протяжении всей сознательной жизни человека. Все три системы ПС в жизни переплетены, каждая оказывает свое влияние на человека. Взаимодополняя друг друга, они способствуют формированию самостоятельной личности, способной соизмерять себя с другими людьми, с обществом в целом. В результате процесса ПС формируется правосознание гражданина. Однако множественность и неизбежная рассогласованность различных социальных воздействий на каждой стадии ПС могут привести к тому, что результатом этого процесса будет не правомерное, а асоциальное, либо отклоняющееся поведение. Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения – делинквентное поведение – система незначительных провинностей, проступков, правонарушений. Своевременно не скорректированные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный тип поведения – личность включается в асоциальную субкультуру, обретая негативную социально-правовую идентификацию, и демонстрирует свою асоциальную жизненную стратегию, которая при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения.
(М.С.Андрианов)
Литература: Никитин А.Ф. Проблемы политико-правовой социализации школьников // Развитие личности. № 1. 1997; Юридическая психология // Сб. науч. трудов под редакцией А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой. - М. 1998.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.